Скифы Северного Причерноморья, IV вв. до н.э.

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Еще наносники.

Только один конь из 6 имел нагрудный убор из бронзовых пластин, подвешенных на железных цепочках.
Это не конь с нарядным налобником, таким же как в Большой Цимбалке.
Нагрудный убор состоял из 2-х округлых пластин со срезанным верхним сегментом, 10 лунниц и 9 колокольчиков.

Ниже однотипные детали набора из мелитопольского кургана, и одно из звеньев цепочки(в Толстой Могиле они сильно разрушены коррозией).

Подобные нагрудные уборы встречаются в курганах скифской знати IV в. до н.э. При этом нагрудный убор не обязательно сочетается с самым нарядным и богатым набором узды, как и в Толстой Могиле. Нагрудные бляхи почти всегда бронзовые, в отличие от украшенных серебром и золотом наборов узды. Только в кургане Огуз нагрудный набор был украшен и драгоценными металлами.
 

Вложения

  • noses.jpg
    noses.jpg
    21,8 КБ · Просмотры: 890
  • harness.jpg
    harness.jpg
    30,4 КБ · Просмотры: 866
  • melitopol.jpg
    melitopol.jpg
    89,4 КБ · Просмотры: 888
Итак, по образу царя материал выложен полностью. Остались только дополнения по накладкам головного убора из Куль-Обы, как одного из возможных вариантов.

Вот и небольшой коллаж на основе рисунка МакБрайда, краткий путеводитель по этому разделу веточки.

 
Лично для меня больее информативни статьи Горелика в различних сборниках - они обычно затрогивают конкретний археолог. обект.
Как известно г-н Горелик (я имел удовольствие переписиваться с ним некоторое время лет 20 назад) - художник, а не историк. По правде говоря, я не видел его работ после где-то 1995 г., так как с этого времени у нас очень трудно достать новую литературу на русском яз., особено по истории, археологии, этнографии и пр.

Я встречал в Интеренете обсуждения другого "художника-реконструктора" (Дзись кажется?), но видел только отдельние его рабты, да и то по эпохам, в которые не разбираюсь и не могу судить.
 
Ulfr написал(а):
Лично для меня больее информативни статьи Горелика в различних сборниках - они обычно затрогивают конкретний археолог. обект.

:?:
Мне казалось, что здесь достаточно подробно подобран комплект по материалам конкретного археологического объекта - основного погребения кургана Толстая Могила.
В том числе здесь выложен рисунок-реконструкция этого персонажа, выполненный М.В. Гореликом совместно с Е.В. Черненко.

Горелик и труды галактического масштаба писал "Оружие Древнего Востока", например. Но там есть ляпы именно по конкретным комплексам.

Статьи самого Горелика (их несколько, небольших), обычно вторичны по отношению к публикациям археологов, исследовавших эти комплексы, т.е. ничего нового, по отношению к их публикациям, не содержат. Ну иногда осложняются "авторским видением" М.В., -не всегда удачным. По сути, эти статьи - текстовые пояснения к его же планшетам.

Ulfr написал(а):
Как известно г-н Горелик (я имел удовольствие переписиваться с ним некоторое время лет 20 назад) - художник, а не историк. По правде говоря, я не видел его работ после где-то 1995 г., так как с этого времени у нас очень трудно достать новую литературу на русском яз., особено по истории, археологии, этнографии и пр.

Почему же не историк? По ученой степени он - кандидат искусствоведения(т.е. историк искусства), трудится в Институте Востоковедения РАН, вполне себе историк. Статей у него с тех пор вышло много, многие из них он иллюстрирует сам. Но их обсуждение за рамками темы этой ветки.


Ulfr написал(а):
Я встречал в Интеренете обсуждения другого "художника-реконструктора" (Дзись кажется?), но видел только отдельние его рабты, да и то по эпохам, в которые не разбираюсь и не могу судить.

Дзысь, в отличие от Горелика, не пишет научных работ. Он просто иллюстратор.
Обсуждение его творчества также лежит за рамками темы этой ветки.

С уважением
 
Don Rumata, а деталями чего являются звероподобные морды на картинке noses ? Т.е. я понимаю, что конского снаряжения, но не понял к чему крепятся.

С Уважением.
 
Саша, это наносники. Распологались на нахрапном ремне. Обычно в виде грифончиков, кошачьих хищников и других образов скифского звериного стиля. Очень частый атрибут конской сбруи скифов Северного Причерноморья в IV в. до н.э. В насыпи кургана Чертомлык за пределами конских могил их найдено было несколько десятков (это не считая их собственных комплектов уздечек). В Толстой Могиле были в комплекте сбруи каждого из 6 коней в конских могилах.

Вот, нашел навскидку - череп одного из взнузданных коней из Мелитопольского кургана, хорошо виден наносник.

С уважением
 

Вложения

  • melitopol nose.jpg
    melitopol nose.jpg
    37,4 КБ · Просмотры: 783
Это принадлежности остальных пяти комплектов сбруи(см. картинку в сборе, с круглыми бляхами, сообщение Feb 15, 2010 5:22 pm ). Комплект с налобником со змееногой богиней был без наносника, его там просто некуда крепить.
 
Ну что же, вот и подробности по тиаре(?) из Куль-Обы. Рисунки фрагментов из "Древностей Босфора Киммерийского" (1854 г) - книги, содержащей относительно полную публикацию материалов из этого комплекса. В последующие годы везде публиковали известный кубок из Куль-Обы, женские подвески с Афиной, и отдельные бляшки.
Саму гробницу исследовали в 1830 г., в большой спешке, и уровень фиксации оставляет желать лучшего.
От основы войлочного головного убора остались лишь мелкие фрагменты. Верхняя часть головного убора, - золотая пластина с рельефным орнаментом(см. рисунок). Она была свернута воронкой, судя по тексту отчета. Ее нижний диаметр ок. 8,8 см, а верхний 6,6 см. На таблице она изображена выпрямленной, в форме цилиндра, в таком же виде изобразил ее МакБрайд.
Сложно сказать, была ли нижняя диадема одета поверх этого головного убора, или располагалась под ним(как предполагает Т.И. Мирошина).

В гробнице было обнаружено около 800 золотых нашивных бляшек, 39 разных видов. К сожалению, определить, какие из них относились к головному убору царя не представляется возможным. :cry:

 

Вложения

  • cap end.jpg
    cap end.jpg
    173,3 КБ · Просмотры: 771
Рисунок МакБрайда и вариант Мирошиной. Имхо, в обоих случаях проигнорировано указание на то, что верхняя широкая полоса была свернута воронкой в момент обнаружения, т.е. она образовывала не цилиндр, а усеченный конус. Кроме того, неизвестно, был ли настолько высоким и остроконечным головной убор, как его нарисовала Мирошина. МакБрайд зря изобразил отдельные лопасти,-на изображениях скифских башлыков IV в. до н.э. нет отдельных лопастей спереди.

И варианты бляшек:
 

Вложения

  • Arch USSR.jpg
    Arch USSR.jpg
    54,1 КБ · Просмотры: 790
  • MacBride.jpg
    MacBride.jpg
    85,8 КБ · Просмотры: 752
  • 10681.jpg
    10681.jpg
    9,5 КБ · Просмотры: 749
  • Zlata10.jpg
    Zlata10.jpg
    22,8 КБ · Просмотры: 769
  • kuloba_2_3.gif
    kuloba_2_3.gif
    14,3 КБ · Просмотры: 749
Вот возможный вариант этого головного убора:

Не такой остроконечный и с учетом сужающегося навершия.
Среди остальных бляшек - стандартные, круглые маски Горгон, розетки, треугольнички, грифоны.
Учитывая их крайне небольшой размер, даже в 75 мм их вряд ли получится воспроизвести. Скорее, просто обозначить наличие рельефных нашивных бляшек.
 

Вложения

  • project.jpg
    project.jpg
    57,8 КБ · Просмотры: 786
Итак, по царю все материалы выложены. Следующими будут дружинник и амазонка.


P.S.Наверное, в самом деле стоило оставить картинку из Оспрея и отослать всех читать "Скифский доспех", было бы намного быстрее. :lol:
 

Shamenkov

Модераторы
а этот предмет типа браслет точно от головного убора? его нашли прямо там на месте или он все же был смещен ? как то не очень он вяжется .хотя все может быть.
 
Ну не знаю...
Может это браслет, а может подстаканник.

Но исследовавший это погребение в 1830 г. П.А. Дюбрюкс отметил этот предмет как верхнюю часть головного убора царя, на его голове, что и внес в свой рапорт. Там упомянуты остатки головного убора (он был войлочный), а браслеты упомянуты отдельно, на руках. Рапорт лег в основу соответствующего раздела текста в "Древностях Босфора Киммерийского", и рисунки элементов тиары (по отдельности, без каких-то мелких бляшек) попали на соответствующий планшет № II.

Я обещал подобрать материал по царским головным уборам, - вот, то что есть. Вышитый золотом башлык из 8-го кургана группы "Пять братьев", и башлык-тиара из Куль-Обы. В большинстве других царских курганов сказать что-то о форме головного убора нельзя, из-за ограбления.

Получается, что имеющиеся варианты не оправдали ожиданий. Ничем не могу помочь.
 

Shamenkov

Модераторы
нееееее все неправильно,мой вопрос не от недоверия к твоим знаниям,весь материал ты подобрал как надо,если все по рапорту и тд .то вопросов нет.ну ты ж сам понимаеш что это единственный получается в таком роде головной убор, аналогов у скифов больше нет,потому и переспросил. обидеть не хотел .
С уважением Сергей.
 
Сергей, да я и сам расстроился. Мне показалось, что раз комплекс такой известный, вещи такие яркие, то легко найду реконструкции. Не обнаружил таковых(кроме схемы Мирошиной). Потом разбираюсь в ситуации, получаю фотографии нужных планшетов и текста из ДБК. И легко понимаю, почему нет подробных реконструкций, и все предпочитают публиковать оленя и кубок со скифами. :cry:

Рапорт Дюбрюкса для своего времени оень подробный. Но и он не стал париться насчет описания того, какими бляшками был(если был) расшит головной убор и одежда, и в какой последовательности.

Опять же, если при раскопках можно было судить(а может быть и нет), был ли нижний обруч-диадема под башлыком с "браслетом"(как у Мирошиной), или одет поверх него(как у МакБрайда), то мы теперь ничего не можем утверждать уверенно.

Не знаю даже, что посоветовать. Головной убор из Куль-Обы не имеет аналогов, но и выборка у нас - 3(три) неграбленных царских кургана: Солоха, Куль-Оба, № 8 из группы "Пять братьев". Можно башлык с расшивкой золотом, и налобную ленту-диадему под ним.
Самый историчный вариант-в шлеме, но он не пафосный.

P.S. Полоса под башлыком-диадема, та что МакБрайд одел поверх башлыка.
Тиара-это головной убор в целом, со всеми украшениями.
 
Поэтому спокойно делай стилизацию в рамках одного из вариантов - либо расшитый башлык без "подстаканника", либо с "подстаканником".
Диадема, наверное, носилась под башлыком, как у Мирошиной показано.
Можешь просто в диадеме, без шапки, как у Горелика и у МакБрайда нарисовано, они технично вышли из положения. :wink:
 
Это же целый Змей Горыныч получится! :D

На самом деле, это здорово. Очень удобно, когда есть разнообразие и конверсионные головы, таких фигур мало.

Хотя бы по царю разобрались с материалом.
Пару дней- перевести дух и продолжим по дружиннику.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху