Я малость припоздал к началу дискуссии, как обычно, но не могу не влезть в тему, т.к. меня этот вопрос всегда интересовал.
Александр (Рейтар): «…нет мелочей, необходимых для скульптурного моделирования».
А тебе их никто и не поднесёт на блюдечке с золотой каёмочкой, потому, что мелочи сии присутствуют только в археологических журналах и альманахах, в которые художники очень редко заглядывают. У нас исключением, пожалуй, только Олег Фёдоров является, за что очень его уважаю. Дмитрий Алексинский тоже крайне удачно сочетает археологическую эрудированность с талантом художника, хотя он не профессиональный художник – только худож. школу и закончил, с его слов. Просто талантливый и знающий «свою тему» человек. А большего и не требуется.
И опять о мелочах. Я давно понял то, что достоверную реконструкцию надо делать САМОМУ, собирая её как мозаику из разрозненных фрагментов, согласуя все их по времени, месту находки и принципу типичности-нетипичности, Логикой и дедукцией (хе-хе) тоже пренебрегать не стоит. А вообще-то, ТОЧНАЯ реконструкция есть вещь весьма и весьма расплывчатая во всех аспектах. Ведь и во времена, скажем, античности происходил активный товарообмен, прямые и опосредованные заимствования в области военного дела, захват трофеев и проч. Например, у нас в Сочи в 1977 году при закладке новой чайной плантации нашли римский имперско-галльский шлем в очень хорошем состоянии. До сих пор этот шлем житья не даёт всяким писакам-краеведам, которые дописались до того, что «разместили» у нас «на постой» римский легион. То, что легион был единицей не столько тактической, сколько «стратегической», и дислоцировались легионы только в стратегически важных пунктах, им плевать. Главное, шлем-то есть! А что было делать целому легиону в наших, тогда на редкость диких и абсолютно не нужных Риму, местах? Да неважно – шлем ведь имеется. А тот простой вариант, что шлем попал сюда как трофей гениохов, или был просто куплен – это не интересно. У меня до сих пор есть мысль сделать воина-гениоха в этом шлеме, но что-то, как заноза, колет и не даёт – ну НЕ ТИПИЧНО это как-то! Хотя, какая там, к лешему, ТИПИЧНОСТЬ у воинов-варваров и пиратов!? То есть, например, Сарматы ковали свои собственные, характерные только для них, типы шлемов, и изобразить сармата в таком шлеме – это ТИПИЧНО. Но ведь широкоизвестно и то, что в сарматских захоронениях находили и эллинистические, и римской, и италийской (собственно, тоже эллинистические) работы шлемы – результат торговли и военных действий. Так что, воин-сармат в таком шлеме будет НЕТИПИЧНЫМ с точки зрения этноопределяющих воинских признаков, но АБСОЛЮТНО достоверным исторически. В принципе, допустимо сделать сарматского воина даже в шлеме китайского производства – почему это шлем из Италии мог попасть (через три моря!!!) в Сарматию, а для шлема made in China это недопустимо? А ведь путь такого предмета по степям Евразии куда естественней! Но не найдено таких шлемов в европейской части Сарматии, и вопрос снимается за недоказанностью.
Военное дело есть вещь весьма утилитарная, и когда оно не регламентируется уставами, то там всё возможно. Да, римский легионер в парфянском шлеме и с кельтским мечом вряд ли имеет право на существование – он бы резко выделялся «из строя», чего ему бы никто и не позволил. А «свободный» варварский воин не был ничем ограничен в выборе оружия – только критериями «удобно-неудобно» и «нравится-не нравится». Ну и тактическими приёмами тоже: ну не стал бы конный сарматский контофор таскать короткий римский гладиус – на кой чёрт он ему сдался? А вот шлем бы «зацепил» - уж больно продуманно тот голову защищает.
Сейчас собираюсь приступить к фигурке вождя гениохов на IV – III века до н.э. Вот где будет простор для дедуктивных поисков, но в жёстких исторических рамках! Плод работы обещаю предствить на суд уважаемой форумной публики.