Камрад Cuprum (пардон, не знаю как Вас по имени величать), совершенно согласен с Вами - скучно лепить что-то одно. Хотя, это опять-таки как посмотреть. Вот взять хотя бы тех же североамериканских индейцев, или там, казаков, скажем, - там простора для творчества ну просто навалом даже в рамках , казалось бы, одной узкой темы.
Я бы проиллюстрировал свои посты с удовольствием, но вот никак не сподоблюсь приобрести сканер. Однако, всё же попробую на днях отсканировать кое-что. Есть у меня очень много фото черкесского оружия, конской упряжи, амуниции и доспехов из книги Дж. Лонгворта
"Год среди черкесов", только всё в ч\б изображении. Есть несколько акварелей работы князя Гагарина (современник и друг Лермонтова) - в цвете, но малого формата. Купил когда-то альбом его работ, надеялся, что будет в основном Кавказ, но увы...
Есть несколько ч/б и цветных гравюр работы Джеймса Белла из его же книги "Дневники пребывания в Черкессии".
Наконец, я вам выложу фото великолепной фигурки работы Коннова "Кавказский горец" - как раз как бы некий усреднённый тип.
А вообще-то надо бы собраться и отснять образцы из нашего этнографического музея причерноморских шапсугов в Лазаревском, и, при случае, съездить к родне в Майкоп и поснимать там - в Адыгейском этнографическом музее, и в музее Адыгейского драмтеатра - у них там много подлинных вещей 19-го века имеется, причём, не только шмотки, но и оружие, и амуниция.
Потом вот ещё вполне доступные источники, которые уж точно есть и у вас в Барнауле, в центральной библиотеке: журналы "Родина", № 3-4 (сдвоенный номер), 1994г. - спецвыпуск "Кавказская война";
и спецвыпуск № 1-2, 2000г. - "Россия на Кавказе". Кое-что оттуда почерпнуть можно.
Саша, спасибо за уточнения по черкескам, и за фотки. Бешмет светло-синий, несомненно терский. Скорее всего, это предметы Кавказской казачьей бригады, потому, что других кавказских казачьих частей (не считая Собственного ЕИВ Казачьяго Конвоя) на Балканском ТВД в 1877-78 гг. не было.
Понял и про разрезы. Только никак "не въеду" в их функциональное назначение - т.е., на хрена они вообще-то были нужны? Черкеска итак имела "юбку" весьма просторного кроя, на коня садится было нетрудно. Зачем эти разрезики такие маленькие? Казачурские понты?
Я, кстати, ошибся - имя этого поручика-метиса-араукана было не Диего, а ДиэРо Эшапар. Более подробно о нём расскажу позже и отдельно - надо бумаги все о нём собрать и систематизировать. Пока могу только вкратце рассказать лишь то, что привёз его в Россию ещё маленьким мальчишкой наш знаменитый мореплаватель Ф.П. Литке после окончания кругосветного плавания на шлюпе "Сенявин" в 1826-29 гг.
Во время этой экспедиции "Сенявин" весьма продолжительное время имел стоянку в чилийском порту Вальпараисо, и, очевидно, именно там и подобрали мальчишку. При каких обстоятельствах это произошло лично мне ПОКА не известно. Честно признаюсь - то, что Диэро по матери был араукан - это МОЯ личная догадка. Просто это самый многочисленный индейский народ в Чили, что вполне закономерно позволяет именно так думать. Точно известно только то, что отец Диэро был испанцем, или, скорее всего (опять МОЯ гипотеза), чилийским креолом, а вот мать - чистокровной индеанкой.
Просто после стоянки в Вальпараисо "Сенявин" сразу же, никуда не заходя больше ни на день, уходит в Русскую Америку - то есть, на Аляску. Таким образом, найти ещё где-то мальчишку полуиспанца-полуиндейца не представлялось возможным. Если бы это могло случиться на Аляске, то пацан был бы скорее полурусским-полутлинкитом (или полуатапаском). А испанское имя тогда откуда?
Кстати, с именем-то как раз и загадка! Литке, привезя мальчишку в Россию, позаботился о его судьбе, устроил его в военное училище, всячески помогал. Иначе как бы тот стал поручиком русской армии?
Но вот имя... По идее, парня должны бы были крестить по православному обряду и дать новое, православное, имя. Ан нет! А ведь он-то был ещё ребёнком, и поэтому ну никак не мог бы стойко оставаться в католичестве. Чертовски смутный вопрос... И ещё загадка: имени Диэро Эшапара нет в таком фундаментальном труде как "Роспись Кавказским полкам" Гизетти, и в "Сборнике сведений о потерях Кавказских войск во время войн кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае" (Тифлис, 1901г.), тогда как его имя упоминается весьма во многих источниках - в частности. в мемуарах декабристов Филипсона и Лорера. Филипсон так прямо пишет о том, что поручик Эшапар "...на вид был чистым американским индеанином". Непонятно всё это...
Так что, будем "копать" дальше.