Эберхард Фарбер - это отличные карандаши!
( в качестве эпиграфа)
Материалы этой старой, доброй, знаменитой и в целом замечательной фирмы, насколько я могу судить - наиболее распространены на нашем рынке. За ними не надо охотиться по специальным магазинам "Истинные и Тайные ценности для скульпторов ВИМ", а приобрести их можно в магазинах детских игрушек наряду с акварельными красками, пластилином и прочими материалами для детского творчества. В свое время разноцветные упаковки ФИМО и были самым первым материалом с которым я начал свое знакомство с термопластиками.
И после всего я могу охарактреизовать этот материал вкратце: он хорош для детского творчества или для нехитрых декоративных работ. Для хорошего качества миниатюры он не очень подходит.
Начнем с изобилия цветов и оттенков. Насколько мне удалось понять, добавка колера в основной материал изменяет качества самого материала. И изменяет их не в лучшую сторону. Помимо того, что такой материал пачкает руки, запеченный материал, сдобренный красителем будет более ломок, чем то же самое без красителя.
Материал, как правило разминается с небольшим усилием (для сравнения могу просто предложить размять две унции ФИМО, и такой же объем ФИМО-софт и столько же Премо) После ФИМО у вас заболят руки. ФИМО-софт - он потому и софт (мягкий), что разминается с гораздо меньшим усилием. Часто, однако попадались мне такие упаковки ФИМО, где требовалось еще какое-то время, чтобы размять материал окончательно и бесповоротно (может быть это оттого, что в магазинах они долго лежали?), но пока разделаешься со всеми кусочками недоразмятыми да полуразмятыми, требуется дополнительное время, порой немалое мышечное усилие, а порой и добавить масла для мягкости.
Размятый материал обладает какой-то "резиновостью". Для сравнения можно привести такой пример: слепив из размятого материала некую фаллического вида колбасу, потрясите ею в воздухе. Такая колбаса из ФИМО будет колебаться в руке и даже изгибаться. Такая же из Скальпи, например - не будет.
Сама лепка из этого материала представляет постоянную борьбу к стремлению материала быстро остыть и потерять липкость. Каждый новый слой надо не просто поставить на место, но еще и как следует примазать, иначе после запекания все сделанное будет иметь желание разделиться слоями.
Запекание - это отдельный процесс, можно сказать - драма в трех частях с прологом и эпилогом. Пролог заключается в том, что в печь модель надо ставить обязательно на деревянной дощечке, либо на картонной коробочке, чтобы ни в коем случае материал не прикасался к металлическому противеню или решетке. Это правило одинаково, конечно, для всех термопластиков, но для ФИМО оно актуально особо.
Действие первое - в самом начале, после того, как раздуты поддувала и печь нагревается, а в печи стоит материал и тоже, соответственно, нагревается, он для начала становится очень мягким. Без арматуры рискует потерять форму. Если стоящую фигуру поставить запекать стоя, то ступни могут размягчиться и фигура может запросто рухнуть мордой вниз с последующей травмой лица (т.н. асфальтная болезнь). А если запекать фигуру не стоя, а положив на спину, то зачастую после запекания видим, как в местах контакта с дощечкой образуются плоские "пролежни" - тоже неприятно, хотя их лечит все же легче, чем деформацию ступней и носа.
Действие второе. При работе над моделью нам приходится ее запекать немало раз. Поэтому иногда мы идем на такую хитрость, как несколько коротких промежуточных запеканий на мешьшей температуре, а потом когда модель готова, печем ее еще раз при правильной температуре и более продолжительное время. Так вот с ФИМО при таком коротком запекании на меньшей температуре происходит такая штука, что он после жарки становится как бы сделанным из сыра: мягковатым и не очень приятным на ощупь, режется неровно, со сколами, прочности не имеет никакой.
Действие третье: после продолжительного запекания могут быть два варианта: либо материал становится подобным мелу - твердый и на среде норовит крошиться, прямо как мел. Либо становится подобен печеному хлебу: снаружи плотная корочка, а внутри - материал более мягкий, часто расслаивается или образуются внутри полости и мелкопузыри. На разрезе также может наблюдаться зернистость.
В качестве эпилога - пример перепекания материала при слишком большой температуре - тут он однозначно начинает напоминать печеных хлеб: корка, которая отслаивается, мякиш, пригарочки всякие, и т.д. Материал вдобавок очень чувствиелен к температуре: чуть только температура недо- или пере- то результат получится разочаровывающий.
Вдобавок после запекания материал остается довольно ломким и непрочным. Новые слои на уже запеченный материал приклеиваются очень нехотя, чуть что норовят расслоиться. Так что лучше всего - сллепить все за один раз и запечь все это в один прием. Как вы понимаете - такой прием подойдет для очень простых декоративных фигурок, но для мелко-точнодеталированной миниатюры - не очень.
Ну, а про постобработку материала лучше и не говорить: обрабатывается просто-напросто плохо.
Резюме такое: ФИМО и ФИМО-софт по моему мнению - матриалы не очень подходящие для того, чтобы делать миниатюры, особенно маленького размера. С матреиалом паппен-ФИМО я не работал, потому как обнаружил материалы, более удовлетворяющие моим нуждам, как, например, Скальпи и позже - Премо.