О польской лянце
Лянца представляла собой легкое копье, состоявшее из узкого и длинного наконечника, насаженного на длинное древко, обратный конец которого был снабжен металлическим подтоком. Несколько ниже наконечника был расположен цветной "прапорец". Ее название происходит от латинского слова lancea.
Это оружие сформировалось в XVIII столетии, а с его второй половины начало повсеместно употребляться воинами польской кавалерии народовой, которая образовалась в 1776 г. на месте гусар, "панцирных" и т. д. Свое происхождение лянца ведет от рогатины, а также от вышеупомянутой джиды.
Впервые официально лянца была принята на вооружение польской конницы под своим названием в результате реформ Четырехлетнего сейма (1788- 1792), поскольку предложения о замене гусарского копья на лянцу еще на сейме в 1786 г. встречали весьма серьезное противодействие. Например, великий коронный гетман Ксаверий Броницкий в своей речи на сейме сказал, что "принятие джид вместо гусарских копий приравнивает кавалерию народову к легкой коннице".
Бременами наибольшего развития польской лянцы была эпоха наполеоновских войн начала XIX столетия, когда она оказалась наиболее эффективным кавалерийским древковым оружием, пригодным
для самых разнообразных случаев конного боя, весьма опасным в руках хорошо обученного кавалериста. Благодаря своим параметрам, польская лянца позволяла всаднику действовать ею в самых разных направлениях и наносить удары не только вперед, но и назад, в стороны и вниз, в отличие от статичного гусарского копья.
Лянца начала XIX столетия была
длиной около 276 см (когда среднего роста улан, стоя навытяжку в пешем строю, устанавливал подток древка около ступни, удерживая лянцу вертикально, то прапорец, укрепленный под наконечником, свисал над его шапкой), ее древко изготовлялось из древесины ясеня, которая снаружи пропитывалась смесью смолы и льняного масла.
Это оружие продержалось в польской армии вплоть до 1831 г., после чего надолго было снято с вооружения и возродилось в 1918 г.
Польская лянца в XIX столетии послужила образцом для подражания во многих странах, например в Великобритании, где она послужила в качестве прототипа для уланской пики, продержавшейся в английской армии до 1927 г. Впрочем, она была известна не только в Европе, но и, скажем, в Мексике, где ею вооружались кавалеристы великого князя Максимилиана, в Индии, где она состояла на вооружении бенгальских всадников, и даже в Японии ею была вооружена личная гвардия императора.