Тройка

Среди давно устоявшихся символов России находиться и замечательное изобретение русского народа – русская троечная упряжь – тройка. Помните, как это у классика сказано: «Эх тройка, птица тройка … !».
И очень обидно за то, что этот более чем достойный и красивый образ до сих пор не воплощен (по моим сведениям), ни одним производителем ВИМ.
А просто представьте себе миниатюру – диораму: заснеженный тракт, тройка запряженная в сани, в санях дремлющий, запорошенный снегом, генерал, возница в тулупе лихо размахивает кнутом, а солдатик внутренней стражи у полосатого шлагбаума с караульной будкой, вытянувшись в струнку, салютует пролетающему мимо него высокому чину.
Возможно, это упущение происходит от отсутствия информации, необходимой для создания подобной миниатюры. Предлагаю попытаться восполнить этот досадный пробел, и представляю вашему вниманию имеющийся у меня материал на эту тему. Это выдержки из статьи А. Ганулича «Русская троечная упряжь – музыкальный инструмент», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (к сожалению, номер указать не могу, располагаю только вырезкой). Думаю, они могут стать неплохим подспорьем в работе и скульптору и художнику, пожелавшему воплотить этот образ. Итак:
В русской тройке лошади располагаются в один ряд, «без выноса». Средняя лошадь, коренник, бежит рысью, а две крайние лошади, пристяжные, обычно скачут галопом. Поэтому коренник подбирается из рысистых пород, а пристяжные — из верховых. Сочетание в одной упряжке двух различных аллюров — рыси и галопа — и создает неповторимость троечной езды, одновременно красивой и быстрой.
Русская тройка радовала не только взор, но и слух. Недаром троечную упряжь с набором колокольчиков и бубенцов в старину называли «ямской гармонью». Состав этого своеобразного музыкального инструмента был весьма различен из-за местных особенностей. Здесь мы опишем некий обобщенный музыкальный набор троечной упряжи.
Начнем с дуги коренника. Именно под дугой подвешивались поддужные (или дужные) колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо. Принято считать, что именно к этому кольцу привязывался колокольчик. Однако это не так. К кольцу привязывались поводки коренника. Между прочим, это кольцо носило название «зга». Выражение «не видно ни зги» означало столь плохую видимость, что ямщик не мог разглядеть даже находившуюся невдалеке перед ним згу. Колокольчики же подвязывались непосредственно к дуге с помощью сыромятных ремней. Вбивать в дугу дополнительные кольца означало бы нарушать ее прочность, тем более что в конце XIX века в связи с изменением вкусов старая тяжелая дуга заменилась тонкой.
Под дугой обычно висело от одного до трех колокольчиков, имевших разное звучание. Поддужные колокольчики отливались из медного сплава, а в качестве языка использовались подвешенное на сыромятном ремешке кольцо или кованая серьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.
Если под дугой подвешивался лишь один колокольчик, его старались выбрать покрупнее, так как при большем размере он обладал более громким и певучим голосом. Однако было время, когда максимальная величина подвешиваемого колокольчика регламентировалась. Ведь по величине и звучности поддужных колокольчиков судили о чине и знатности путника.
Если подвешивалась пара колокольчиков, то использовались обычно однотипные колокольчики разных номеров. Специально выпускались так называемые сибирские парные колокольчики. Больший колокольчик пары, обладавший более низким звучанием, иногда называли «мужиком», а меньший — «бабой».
Оставим на время дугу и перенесем свое внимание на так называемые наборные арканы с бубенцами. Бубенец — это шарообразный колокольчик с дробиной внутри. Аркан (его называли также ошейником, ожерельем или подгарком) представлял собой повязку вокруг шеи лошади в виде поясного ремня, который застегивался сверху. Арканы с бубенцами надевались на шеи всех трех лошадей тройки. По всей длине аркана с помощью сыромятных ремней укреплялось 7, 9 или 11 бубенцов различных размеров. Вместо нижнего крупного бубенца на аркане мог подвешиваться сибирский или гречушный колокольчик.
Арканные бубенцы, так же как и поддужные колокольчики, изготовлялись из медного сплава, различались по типам и выпускались желтыми или белыми (посерсбренными).
Похожий набор, состоявший из множества арканных бубенцов и гречушного колокольчика внизу, иногда укреплялся не на аркане, а на воротнике из прочной яловой кожи, обтягивающем хомут. Другой воротник со множеством бубенцов мог подвязываться с внутренней стороны дуги.
Внутри кистей, свисавших с уздечки, седёлки и шлеи, иногда укреплялись мелкие гречушные колокольчики или маленькие бубенчики. Для того, чтобы звон колокольчика или бубенчика, подвешенного внутри кисти, не заглушался, кисть для этого случая применялась не кожаная, а шерстяная.
Края седелки окаймляли маленькие бубенцы. К седёлке иногда прикреплялся колокольчик, который касался тела лошади и потому издавал приглушенный звук.
Помимо бубенцов, отливавшихся из медного сплава, выпускались более крупные железные бубенцы. Привязывались они к дуге или к оглоблям. Такие бубенцы было принято подвешивать к саням, замыкавшим обоз, чтобы они не потерялись в пути.
На закате русской троечной езды стали применяться непохожие на обычные, так называемые седелочные колокольчики. Звучащей их деталью были стальные полые полушария (от одного до четырех) с тремя железными шаровидными язычками внутри. За исключительную мелодичность звучания их называли «малиновым звоном». Седёлочным колокольчик мог устанавливаться на седелке коренника, но чаще всего прикреплялся к трокам пристяжных. На троках пристяжных устанавливались седёлочные колокольчики одинакового вида.
 
Ну по правде сказать, это не совсем так.
И образ воплощён и даже приз на выставке получен.
Смотрим ссылку на тему, посвящённую замечательному отечественному скульптору, Андрею Блёскину -
<!-- m -->http://www.modelsculpt.org/forum/viewtopic.php?t=115<!-- m -->
 
Ох! Прокол! Мои извинения Андрею Блескину :oops: !
Но думаю, информация, все же, будет полезной, чегож мы одной тройкой ограничимся?!! :wink: Это же - тройка! :lol:
Геннадий, помоги пожалуйста изображения поместить - загляни в почту.
 
По просьбе Михаила Медина (Cuprum), выкладываю подготовленный им материал, посвящённый "Тройке".
Михаил, спасибо за предоставленный материал!







Устройство троечной упряжи будет более понятным, если рассказу о ней предпослать описание одиночной и парной упряжи: из их элементов и составлена сбруя каждой лошади, входящей в тройку.
Так, например, сбруя коренника тройки одинакова с одиночной полуямской (загородной) упряжью (рис.1). Относится она к типу хомутовой дуговой упряжи. Дуговая сбруя была особенно удобна на дорогах с рытвинами и ухабами, так как деревянная дуга смягчает толчки, возникающие от неровностей пути. Дуга пристегивалась гужами к оглоблям и к хомуту (оголовку), который стягивался супонью. Узда (уздечка) надевалась на голову лошади и служила для управления ею при помощи вожжей и для удержания головы лошади посредством поводков (поводьев), подвязанных к дуге. Шлея огибала тело лошади, прикреплялась к хомуту и поддерживалась ремнями, переброшенными через спину лошади. Шлея воспринимала тяжесть повозки при спуске с горы и остановке. Седелка укреплялась на спине лошади с помощью подпруги (подбрюшника) и вместе с чересседельником (поперечником) служила для поддержки оглобель.

Рисунок №1


Сбруя пристяжных не отличается от упря¬жи пристяжной лошади в парной полуямской запряжке (рис.2). Эта сбруя относится к типу хомутовой бездужной упряжи. Назначение узды, шлеи и подпруги здесь такое же, как и в упряжи коренника. Хомутик — это пристяжной оголовок, а трок — пристяжная седелка.
Привожжек употреблялся вместо вожжей, постромки - вместо оглобель. Чумбур (чембур — поводок, с помощью которого узда пристяжной привязывалась к гужевым петлям хомута коренника на необходимом для бега пристяжной расстоянии («на отлет»). Неободное кольцо — короткий ремень, который пристегивался к хомутику, чтобы поддерживать чумбур на определенной высоте. Иногда хомутик заменялся шоркой (лямкой), и сбруя пристяжной именовалась тогда не хомутовой, а шорковой.

Рисунок №2



Комплект троечной ямской упряжи (рис.3) состоял из упряжей коренника и пристяжных, но с некоторыми добавлениями. Так, на шеи всех трех лошадей на¬девались арканы с бубенцами, а к шлеям каждой пристяжной пристегивался отъемный перемет. Но главным отличием троечной сбруи являлись украшения — пуколь, украшавший ремни сбруи и состоявший из круглой декоративной головки и двух разгибающихся ножек, розетки, употреблявшиеся для украшения хомута, простые и рисунчатые планки, служившие для украшения ремней узд, шлей, седелки, крышек хомутов. Дуги расписывались золотом и серебром по лаку цветами. Особенно украшали троечную сбрую кисти. Делались они из дубленого бараньего или иного кожаного лоскута. Одна кисть висела под уздой: двумя или большим четным числом кистей снабжались боковые края седелки или трока. Шлея на побочинах имела подвески и свесы, украшенные кистями, обычно тремя с каждого бока лошади.

Рисунок №3



Конечно, было бы неплохо дополнить данный материал изобразительным материалом с картин русских художников. Если у кого-то есть таковые – выкладывайте, думаю это будет интересно не только мне.
С уважением, Медин Михаил.
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
ОГРОМНОЕ спасибо Михаил - это очень и интересно и полезно и нужно !
Отличный материал !

Поддержу Гену - это от нашей отечественной студии Синиус тройка - есть на Планете Фигур :
<!-- m -->http://www.planetfigure.com/forums/show ... hp?t=27953<!-- m -->
и в продаже на Ебэй :
<!-- m -->http://cgi.ebay.com/Sineus-multi-TROYKA ... dZViewItem<!-- m -->




 
Да уж! Если работа Андрея Блескина выше всяких похвал, то "Синеус" представляет модель, выполненную просто "от балды". Скульптор явно себя работой по подбору исторического материала не утруждал. Как говориться: "Пипл схавает!". Жаль. Делали то люди с руками, могла замечательная вещь выйти.
Кстати, до сих пор не смог найти достаточно подробных и достоверных изображений возков (боюсь, что тот, что изображен у "Синеуса" даже эти резвые лошадки далеко не увезут). Может есть у кого в "загашнике"?
 

Gennadius

Бан
Да уж... Полозья-то у саночек - как литая ограда в Летнем Саду из чугуния. Но всё же красиво! Это ведь не МОДЕЛЬ тройки, это некий абстрактный объект, типа: "Тройка как ассоциативный образ так называемой "загадочной русской Души".
 
Красиво, не спорю. Но соответствие реальности, в данном случае, ничуть бы красоте не повредило, а даже наоборот.
А почему коников в росписи разномастных делают? Насколько я помню, их наоборот пытались в масть подобрать, да и вообще миниатюра в росписи смотрелась бы не так "аляписто". И без этой пестроты здесь красок хватает! :D Вот уж где любителям Питерской школы можно по полной отрываться, и без всякого исторического несоответствия! Особенно если свадебный "экипаж" в лентах и прочих украшениях изобразить!
 
"Какой же русский не любит быстрой езды" :D

С.Н.Сверчков "Охота на стаю волков с саней" 1860-е гг.


К.Р.Зурландт "Происшествие на зимней дороге" 1879 г.


Сергею Zlobov*S после египтской колесницы, тройку слепить, как два пальца :wink: ... в пластике извалять :D

С Уважением.
 
Вот спасибо, Александр! Интересные сюжеты.
Только, кажется мне, первую картину логичнее было бы обозвать: "Охота стаи волков на сани" :lol: .
Сергею то, как говориться, все карты в руки, если пожелает. Лошади - это же его тема. А тут можно чуть не целый табун разом изобразить. Будем надеяться. Вот только с санями и возками бы разобраться.
Кстати, а может имеет смысл вообще пособирать материал по различным повозкам и колесницам "лошадиной" эпохи? Фургоны, дилижансы, кареты, колесницы и т.д. и т.п.? У меня есть чертежи египетской колесницы из Каирского музея, может и еще чего найдется, если покопаться.
 
Тема очень интересна, спасибо большое!
Я пока только мечтаю сделать тройку, коплю опыт и информацию.
Вот фотки нашла нынешних троек. Сейчас между прочим проводятся чемпионаты троек которые позволии сохранить эту запряжку и передать умение молодым ребятам.
За это огромная благодарность А.М. Ползуновой и рысистую ассоциацию "Содружество", а еще французов!
Франция немало сделала для спасения орловского рысака и традиции троечной езды когда у нас рушилось и разворовывалось все.
До сих пор проводятся Дни Франции в России, когда французы приезжают выступать к нам и Дни России во Франции, когда наши наездники и тройки едут выступать во Францию.
Хм, это я уклонилась от темы. По теме у меня есть фото телеги с разных сторон, если нужно могу выложить.


 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Кареты, телеги, повозки, фургоны, дилижансы ... ВСЁ что есть НАДО Светлана ! 8)

И еще поправь меня правильно - на твоих фото и не только я вижу что центральная лошадь бежит рысью (положение ног), а крайние галопом ? :oops:
 
Так и есть.
Причем рысь резвая (мах), так обычная лошадь бежать не может - только рысак. Видите он как бы висит в воздухе. Рысак-коренник дает ровное движение без рывков, а верховые пристяжки задают скорость и помогают тянуть. Скорость кстати получается приличная, на бегах тройки выступают почти в те же секунды что и рысаки в качалках, но это конечно зависит от коренника.

Ой как хочется в тройке вот так резво прокатиться. На одиночке ездила, на паре тоже, даже на четверике меня подвозили к метро ВДНХ :lol: лица прохожих незабываемы. Но вот на тройке ни разу не доводилось.

Вообще для управления это самая сложная и опасная запряжка -одновременно нужно управлять тремя лошадьми. Причем поводья идут от коренника две вожжи, а от пристяжек по одной! И человек двумя руками держит четыре вожжи, которыми управляет тремя лошадьми. Это запредельно.
В Америку продали (или подарили) тройку, они там в восторге были. А потом наш мастер уехал и без него они так и не смогли с ней управиться. Пришлось ему там торчать учить их ездить. :lol:

Телегу в отдельну тему выложить лучше?
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Спасибо Светлана - ВСЁ доступно и понятно, я уж думал лохонулся с вопросом :roll:

Чертежи - давай действительно не сваливать в одну карзину - открой рядом и размести чертежи .
Спасибо .
 
Как хорошо! Просто замечательно! :lol:
Спасибо Светлана! Очень нагладно и просто красиво!
Вот еще бы возков фото с разных ракурсов ...
Интересно, большие ли отличия современного "экипажа" от "исторического"? Будем искать!
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Ручки до книжки дотянулись наконец то , отличная книга и много схем :
" Всё о лошади " - М.К.Ливанова, М.А.Ливанова.
АСТ ПРЕСС - 2002 год.

К теме о тройке , саням и не только,
и про бег лошадей тоже есть оказывается, о чем Светлая поясняла :





 
Сверху