Среди давно устоявшихся символов России находиться и замечательное изобретение русского народа – русская троечная упряжь – тройка. Помните, как это у классика сказано: «Эх тройка, птица тройка … !».
И очень обидно за то, что этот более чем достойный и красивый образ до сих пор не воплощен (по моим сведениям), ни одним производителем ВИМ.
А просто представьте себе миниатюру – диораму: заснеженный тракт, тройка запряженная в сани, в санях дремлющий, запорошенный снегом, генерал, возница в тулупе лихо размахивает кнутом, а солдатик внутренней стражи у полосатого шлагбаума с караульной будкой, вытянувшись в струнку, салютует пролетающему мимо него высокому чину.
Возможно, это упущение происходит от отсутствия информации, необходимой для создания подобной миниатюры. Предлагаю попытаться восполнить этот досадный пробел, и представляю вашему вниманию имеющийся у меня материал на эту тему. Это выдержки из статьи А. Ганулича «Русская троечная упряжь – музыкальный инструмент», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (к сожалению, номер указать не могу, располагаю только вырезкой). Думаю, они могут стать неплохим подспорьем в работе и скульптору и художнику, пожелавшему воплотить этот образ. Итак:
В русской тройке лошади располагаются в один ряд, «без выноса». Средняя лошадь, коренник, бежит рысью, а две крайние лошади, пристяжные, обычно скачут галопом. Поэтому коренник подбирается из рысистых пород, а пристяжные — из верховых. Сочетание в одной упряжке двух различных аллюров — рыси и галопа — и создает неповторимость троечной езды, одновременно красивой и быстрой.
Русская тройка радовала не только взор, но и слух. Недаром троечную упряжь с набором колокольчиков и бубенцов в старину называли «ямской гармонью». Состав этого своеобразного музыкального инструмента был весьма различен из-за местных особенностей. Здесь мы опишем некий обобщенный музыкальный набор троечной упряжи.
Начнем с дуги коренника. Именно под дугой подвешивались поддужные (или дужные) колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо. Принято считать, что именно к этому кольцу привязывался колокольчик. Однако это не так. К кольцу привязывались поводки коренника. Между прочим, это кольцо носило название «зга». Выражение «не видно ни зги» означало столь плохую видимость, что ямщик не мог разглядеть даже находившуюся невдалеке перед ним згу. Колокольчики же подвязывались непосредственно к дуге с помощью сыромятных ремней. Вбивать в дугу дополнительные кольца означало бы нарушать ее прочность, тем более что в конце XIX века в связи с изменением вкусов старая тяжелая дуга заменилась тонкой.
Под дугой обычно висело от одного до трех колокольчиков, имевших разное звучание. Поддужные колокольчики отливались из медного сплава, а в качестве языка использовались подвешенное на сыромятном ремешке кольцо или кованая серьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.
Если под дугой подвешивался лишь один колокольчик, его старались выбрать покрупнее, так как при большем размере он обладал более громким и певучим голосом. Однако было время, когда максимальная величина подвешиваемого колокольчика регламентировалась. Ведь по величине и звучности поддужных колокольчиков судили о чине и знатности путника.
Если подвешивалась пара колокольчиков, то использовались обычно однотипные колокольчики разных номеров. Специально выпускались так называемые сибирские парные колокольчики. Больший колокольчик пары, обладавший более низким звучанием, иногда называли «мужиком», а меньший — «бабой».
Оставим на время дугу и перенесем свое внимание на так называемые наборные арканы с бубенцами. Бубенец — это шарообразный колокольчик с дробиной внутри. Аркан (его называли также ошейником, ожерельем или подгарком) представлял собой повязку вокруг шеи лошади в виде поясного ремня, который застегивался сверху. Арканы с бубенцами надевались на шеи всех трех лошадей тройки. По всей длине аркана с помощью сыромятных ремней укреплялось 7, 9 или 11 бубенцов различных размеров. Вместо нижнего крупного бубенца на аркане мог подвешиваться сибирский или гречушный колокольчик.
Арканные бубенцы, так же как и поддужные колокольчики, изготовлялись из медного сплава, различались по типам и выпускались желтыми или белыми (посерсбренными).
Похожий набор, состоявший из множества арканных бубенцов и гречушного колокольчика внизу, иногда укреплялся не на аркане, а на воротнике из прочной яловой кожи, обтягивающем хомут. Другой воротник со множеством бубенцов мог подвязываться с внутренней стороны дуги.
Внутри кистей, свисавших с уздечки, седёлки и шлеи, иногда укреплялись мелкие гречушные колокольчики или маленькие бубенчики. Для того, чтобы звон колокольчика или бубенчика, подвешенного внутри кисти, не заглушался, кисть для этого случая применялась не кожаная, а шерстяная.
Края седелки окаймляли маленькие бубенцы. К седёлке иногда прикреплялся колокольчик, который касался тела лошади и потому издавал приглушенный звук.
Помимо бубенцов, отливавшихся из медного сплава, выпускались более крупные железные бубенцы. Привязывались они к дуге или к оглоблям. Такие бубенцы было принято подвешивать к саням, замыкавшим обоз, чтобы они не потерялись в пути.
На закате русской троечной езды стали применяться непохожие на обычные, так называемые седелочные колокольчики. Звучащей их деталью были стальные полые полушария (от одного до четырех) с тремя железными шаровидными язычками внутри. За исключительную мелодичность звучания их называли «малиновым звоном». Седёлочным колокольчик мог устанавливаться на седелке коренника, но чаще всего прикреплялся к трокам пристяжных. На троках пристяжных устанавливались седёлочные колокольчики одинакового вида.
И очень обидно за то, что этот более чем достойный и красивый образ до сих пор не воплощен (по моим сведениям), ни одним производителем ВИМ.
А просто представьте себе миниатюру – диораму: заснеженный тракт, тройка запряженная в сани, в санях дремлющий, запорошенный снегом, генерал, возница в тулупе лихо размахивает кнутом, а солдатик внутренней стражи у полосатого шлагбаума с караульной будкой, вытянувшись в струнку, салютует пролетающему мимо него высокому чину.
Возможно, это упущение происходит от отсутствия информации, необходимой для создания подобной миниатюры. Предлагаю попытаться восполнить этот досадный пробел, и представляю вашему вниманию имеющийся у меня материал на эту тему. Это выдержки из статьи А. Ганулича «Русская троечная упряжь – музыкальный инструмент», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (к сожалению, номер указать не могу, располагаю только вырезкой). Думаю, они могут стать неплохим подспорьем в работе и скульптору и художнику, пожелавшему воплотить этот образ. Итак:
В русской тройке лошади располагаются в один ряд, «без выноса». Средняя лошадь, коренник, бежит рысью, а две крайние лошади, пристяжные, обычно скачут галопом. Поэтому коренник подбирается из рысистых пород, а пристяжные — из верховых. Сочетание в одной упряжке двух различных аллюров — рыси и галопа — и создает неповторимость троечной езды, одновременно красивой и быстрой.
Русская тройка радовала не только взор, но и слух. Недаром троечную упряжь с набором колокольчиков и бубенцов в старину называли «ямской гармонью». Состав этого своеобразного музыкального инструмента был весьма различен из-за местных особенностей. Здесь мы опишем некий обобщенный музыкальный набор троечной упряжи.
Начнем с дуги коренника. Именно под дугой подвешивались поддужные (или дужные) колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо. Принято считать, что именно к этому кольцу привязывался колокольчик. Однако это не так. К кольцу привязывались поводки коренника. Между прочим, это кольцо носило название «зга». Выражение «не видно ни зги» означало столь плохую видимость, что ямщик не мог разглядеть даже находившуюся невдалеке перед ним згу. Колокольчики же подвязывались непосредственно к дуге с помощью сыромятных ремней. Вбивать в дугу дополнительные кольца означало бы нарушать ее прочность, тем более что в конце XIX века в связи с изменением вкусов старая тяжелая дуга заменилась тонкой.
Под дугой обычно висело от одного до трех колокольчиков, имевших разное звучание. Поддужные колокольчики отливались из медного сплава, а в качестве языка использовались подвешенное на сыромятном ремешке кольцо или кованая серьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.
Если под дугой подвешивался лишь один колокольчик, его старались выбрать покрупнее, так как при большем размере он обладал более громким и певучим голосом. Однако было время, когда максимальная величина подвешиваемого колокольчика регламентировалась. Ведь по величине и звучности поддужных колокольчиков судили о чине и знатности путника.
Если подвешивалась пара колокольчиков, то использовались обычно однотипные колокольчики разных номеров. Специально выпускались так называемые сибирские парные колокольчики. Больший колокольчик пары, обладавший более низким звучанием, иногда называли «мужиком», а меньший — «бабой».
Оставим на время дугу и перенесем свое внимание на так называемые наборные арканы с бубенцами. Бубенец — это шарообразный колокольчик с дробиной внутри. Аркан (его называли также ошейником, ожерельем или подгарком) представлял собой повязку вокруг шеи лошади в виде поясного ремня, который застегивался сверху. Арканы с бубенцами надевались на шеи всех трех лошадей тройки. По всей длине аркана с помощью сыромятных ремней укреплялось 7, 9 или 11 бубенцов различных размеров. Вместо нижнего крупного бубенца на аркане мог подвешиваться сибирский или гречушный колокольчик.
Арканные бубенцы, так же как и поддужные колокольчики, изготовлялись из медного сплава, различались по типам и выпускались желтыми или белыми (посерсбренными).
Похожий набор, состоявший из множества арканных бубенцов и гречушного колокольчика внизу, иногда укреплялся не на аркане, а на воротнике из прочной яловой кожи, обтягивающем хомут. Другой воротник со множеством бубенцов мог подвязываться с внутренней стороны дуги.
Внутри кистей, свисавших с уздечки, седёлки и шлеи, иногда укреплялись мелкие гречушные колокольчики или маленькие бубенчики. Для того, чтобы звон колокольчика или бубенчика, подвешенного внутри кисти, не заглушался, кисть для этого случая применялась не кожаная, а шерстяная.
Края седелки окаймляли маленькие бубенцы. К седёлке иногда прикреплялся колокольчик, который касался тела лошади и потому издавал приглушенный звук.
Помимо бубенцов, отливавшихся из медного сплава, выпускались более крупные железные бубенцы. Привязывались они к дуге или к оглоблям. Такие бубенцы было принято подвешивать к саням, замыкавшим обоз, чтобы они не потерялись в пути.
На закате русской троечной езды стали применяться непохожие на обычные, так называемые седелочные колокольчики. Звучащей их деталью были стальные полые полушария (от одного до четырех) с тремя железными шаровидными язычками внутри. За исключительную мелодичность звучания их называли «малиновым звоном». Седёлочным колокольчик мог устанавливаться на седелке коренника, но чаще всего прикреплялся к трокам пристяжных. На троках пристяжных устанавливались седёлочные колокольчики одинакового вида.