Чертежи египетской колесницы и выдержки из статьи Сергея Войцеховича в сентябрьском номере 2001 г. в журнале «MiniART».
Многие историки полагают, что боевые колесницы появились в Египте при завоевании eго гиксосами в 1670 г. до н. э. В письменных источниках боевые колесницы впервые упоминаются во времена фараона Камоса, около 1520 г. до н. э. Сказано там, когда египтяне победили гиксосов - «... на колесницах они (т. е. гиксосы) пустились бежать». В Библии, в 1-й книге Моисея «Бытие», есть упоминание о колеснице, относящееся к 1715 г. до н. э. Фараон «...велел везти его (Иосифа) на второй из своих колесниц...» (гл. 41, ст. 43).
Египетская боевая колесница - изящный, легкий, двухколесный экипаж. Один человек мог легко переносить ее на руках. Более древние колесницы (XVI-XV вв. до н. э.) были простыми в устройстве и имели небольшие размеры. Кузов в основании -56x50 см, высотой - 75 см. Ось диаметром 6 см и длиной 1 м 23 см, концы ее выступали на 23 см от кузова. Дышло диаметром 6-7 см и длиной 2,5 м. Как правило, оставлялся только каркас кузова, хотя уже и в то время его иногда обтягивали кожей.
К середине XIV в. до н. э. раз меры кузова увеличились. Высо¬та стала 125 см при длине 102 см. Оси выступали по обе стороны кузова на 36,5 см. Колесо диаметром 92 см, дышло длиной 2,56 м. На изготовление оси и спиц шел дуб, дышла - вяз, обода колеса, рамы кузова и ярма - ясень, ступиц - береза. Обод колеса мог изготавливаться из сосны. Спицы для придания им большей упругости склеивались из двух продольных полосок. Спицы у основания, в точке их соединения со ступицей, обклеивались берестой. Ярмо скреплялось с дышлом с помощью ремней и металлической чеки. В местах соединения части обода и кузова скреплялись нагелями и связывались сыромятными ремнями. Округлые деревянные части гнулись на пару. Кузов обтягивали кожей или тонкими металлическими пластинками. С боков на кузов крепились кожаные колчаны для стрел и дротиков. На более древних - по одному колчану с каждой стороны по диагонали вперед, а позднее - четыре, по два с каждой стороны крест-накрест.
Красились колесницы яркими красками по золотому фону (черной, голубой, красной), украшались золотом и драгоценными камнями. Золота не жалели. Так, из одного источника известно, что на одной колеснице было 320 шекелей позолоты, т. е. 2 кг 688 г.
В колеснице помещались два человека - воин и возница. Колесницы были очень дороги и воевать на них могла только высшая знать. Колесничие делились на гвардейских колесничих («колесничих Его Величества») и колесничих других подразделений.
В Телль-эль-Амарнской переписке упоминаются соединения в 10, 30 и 50 колесниц. По другим документам известно, что 50 колесниц находились под управлением «предводителя пятидесяти». В Египте впервые разработали устав, где были указаны команды и приемы маневрирования колесницами. Так, один из маневров назывался «гнев фараона». Колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были раз вернуться и промчаться от фланга к флангу.
Описано сражение фараона Тутмоса III (I502-I449 гг. до н. э.). Накануне сражения Тутмос отдал приказ воинам подняться на колесницы и стать в ряд. Сам на блестящей, издалека заметной колеснице расположился в середине. Потом двинулся в атаку на неприятеля. Яркая окраска и позолота колесниц, блеск оружия, страусиные перья, развивающиеся над головами лошадей, грохот копыт и колес - все это должно было производить большое психологическое воз действие на противника.
Если кому-то понадобяться чертежи в более высоком разрешении - напишите, я скину.
Многие историки полагают, что боевые колесницы появились в Египте при завоевании eго гиксосами в 1670 г. до н. э. В письменных источниках боевые колесницы впервые упоминаются во времена фараона Камоса, около 1520 г. до н. э. Сказано там, когда египтяне победили гиксосов - «... на колесницах они (т. е. гиксосы) пустились бежать». В Библии, в 1-й книге Моисея «Бытие», есть упоминание о колеснице, относящееся к 1715 г. до н. э. Фараон «...велел везти его (Иосифа) на второй из своих колесниц...» (гл. 41, ст. 43).
Египетская боевая колесница - изящный, легкий, двухколесный экипаж. Один человек мог легко переносить ее на руках. Более древние колесницы (XVI-XV вв. до н. э.) были простыми в устройстве и имели небольшие размеры. Кузов в основании -56x50 см, высотой - 75 см. Ось диаметром 6 см и длиной 1 м 23 см, концы ее выступали на 23 см от кузова. Дышло диаметром 6-7 см и длиной 2,5 м. Как правило, оставлялся только каркас кузова, хотя уже и в то время его иногда обтягивали кожей.
К середине XIV в. до н. э. раз меры кузова увеличились. Высо¬та стала 125 см при длине 102 см. Оси выступали по обе стороны кузова на 36,5 см. Колесо диаметром 92 см, дышло длиной 2,56 м. На изготовление оси и спиц шел дуб, дышла - вяз, обода колеса, рамы кузова и ярма - ясень, ступиц - береза. Обод колеса мог изготавливаться из сосны. Спицы для придания им большей упругости склеивались из двух продольных полосок. Спицы у основания, в точке их соединения со ступицей, обклеивались берестой. Ярмо скреплялось с дышлом с помощью ремней и металлической чеки. В местах соединения части обода и кузова скреплялись нагелями и связывались сыромятными ремнями. Округлые деревянные части гнулись на пару. Кузов обтягивали кожей или тонкими металлическими пластинками. С боков на кузов крепились кожаные колчаны для стрел и дротиков. На более древних - по одному колчану с каждой стороны по диагонали вперед, а позднее - четыре, по два с каждой стороны крест-накрест.
Красились колесницы яркими красками по золотому фону (черной, голубой, красной), украшались золотом и драгоценными камнями. Золота не жалели. Так, из одного источника известно, что на одной колеснице было 320 шекелей позолоты, т. е. 2 кг 688 г.
В колеснице помещались два человека - воин и возница. Колесницы были очень дороги и воевать на них могла только высшая знать. Колесничие делились на гвардейских колесничих («колесничих Его Величества») и колесничих других подразделений.
В Телль-эль-Амарнской переписке упоминаются соединения в 10, 30 и 50 колесниц. По другим документам известно, что 50 колесниц находились под управлением «предводителя пятидесяти». В Египте впервые разработали устав, где были указаны команды и приемы маневрирования колесницами. Так, один из маневров назывался «гнев фараона». Колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были раз вернуться и промчаться от фланга к флангу.
Описано сражение фараона Тутмоса III (I502-I449 гг. до н. э.). Накануне сражения Тутмос отдал приказ воинам подняться на колесницы и стать в ряд. Сам на блестящей, издалека заметной колеснице расположился в середине. Потом двинулся в атаку на неприятеля. Яркая окраска и позолота колесниц, блеск оружия, страусиные перья, развивающиеся над головами лошадей, грохот копыт и колес - все это должно было производить большое психологическое воз действие на противника.
Если кому-то понадобяться чертежи в более высоком разрешении - напишите, я скину.