А. С. Марзей Черкесское наездничество. ЗекIуэ Из истории военного быта черкесов в XVIII – первой половине XIX века
Ссылка:
http://apsnyteka.org/2352-marzey_cherkesskoe_naezdnichestvo_2004.html
"1. Лук и стрелы. Лук (шабзэ) и стрелы (шабзэшэ) оставались на вооружении черкесов довольно долго, вплоть до середины XIX в. и продолжали соседствовать с широко распространившимся к тому времени огнестрельным оружием. По свидетельству Хан-Гирея, черкесы сами луки производить не умели, но завозили их из Турции (136, 227). «Применявшиеся в Черкесии луки принадлежат к типу сложных, т. е. склеенных из разных материалов: рога, дерева, вываренных сухожилий животных. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал очень сильное его натяжение. Вдоль рога рыбьим клеем приклеивались вываренные сухожилия животных, которые придавали луку эластичность; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону лука. Концы лука, на которые надевалась тетива, делались из кости» (15, 39). Стрелы производились самими черкесами, причем высокого качества. Производство стрел было одним из немногих занятий, которому представители черкесской знати предавались в свободное время. «Они сами каждодневно делают для себя стрелы,- писал Д. Интериано,- даже [находясь] на лошади, и делают превосходно, [так что] не многие стрелы можно найти, которые бы пролетали бы большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом» (51, 51). Обычное количество стрел в колчане не превышало тридцати (1, Ф. 13454, Оп. 6, д. 73, л. 3 об.). При этом стрелы были двух видов: с оперением из белых орлиных перьев и с опереньем из перьев ворон и других хищных птиц (107, 197). 197 Стрелами с белым орлиным опереньем могли пользоваться только князья, все остальные: «Дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои стрелы подобным образом под угрозой строгого наказания» (28, 65). У «аристократических» подразделений черкесов употребление лука и стрел, как и ношение кольчуги, было привилегией дворянства. Я. Потоцкий отмечает этот факт относительно Кабарды в конце XVIII в. В частности, он писал: «Крестьяне совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы; на войну они отправляются в повозках и сражаются пешком» (112, 227). Но при этом, как свидетельствовал Э. Челеби, крестьяне «все имеют ружья» (138, 59). Если в XVII - XVIII вв. у черкесской аристократии использование метательного и огнестрельного оружия сочеталось, то в XIX в. употребление лука и стрел носило уже в основном парадный характер. Князья и дворяне вооружались ими во время нанесения официальных визитов, а также в ходе различных состязаний, устраиваемых в связи с ритуальными обрядами (15, 39). Кроме того, у Хан-Гирея, имеются сведения о сезонном характере использования этого вида оружия. Он, в частности, писал: «...и ныне знатнейшие князья и дворяне почитают приличным иметь сагайдак (Сагайдак - термин тюркского происхождения: в данном случае означает полный комплект: лук, налучье, колчан со стрелами.) в готовности и носят его весною и осенью, ибо летом от жаров лук становится слаб, а зимою от стужи слишком туг, так что в эти два времени года признается неудобным древнее это орудие» (136, 227-228). Для ношения и предохранения лука и стрел от сырости и повреждений применялись специальные футляры: налучье (шабзэлъэ) и колчан (шалъэ, детч (Термин, видимо, также тюркского происхождения.). Эти предметы, а также тетива (шабзэпс) изготовлялись черкешенками и они, надо заметить, достигли в этом большого мастерства. По мнению Хан-Гирея, «...ни один народ, употреблявший это древнее оружие, не достиг до такой степени искусства в украшении его, как черкесы: серебряный прибор к колчану делается под чернью и позолотою. Чехол, на стрелы надеваемый, бывает шит серебром и золотом» (136, 227). Налучье и колчан шились из красного, черного и коричневого сафьяна. При этом они украшались тиснением, металлическими, оправленными в серебро бляшками, золотым и серебряным шитьем (15, 39)."
Цитата по: указ. соч.; с. 197-198