Космолинский Петр Федорович.
Родился в Москве в 1950 году, скончался в 2001 году. Легенда в истории Московской секции и всего военно-патриотического движения России. Именно с его творчеством связано возрождение нашей стране забытого искусства военно-исторической миниатюры. С раннего детства он лепил и рисовал воинов русской армии, по крупицам собирая информацию об их униформе. Благодаря своему детскому увлечению получил профессию художника – закончил Строгановское училище. Работая в театре, продолжал заниматься изучением русской армии, искал единомышленников, пытался пропагандировать свое увлечение в средствах массовой информации, пробиваясь сквозь стену непонимания и даже прямых запретов.
В начале 1980-х годов Космолинский стал одним из инициаторов создания первого в нашей стране объединения военной истории, в 1982 году добившись организации при Центральном Совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Военно-Исторической комиссии (ВИК), лауреат IV Молодежной выставки МОСХ (III премия), I премия Московского конкурса игрушки 1987 года. Будучи первым заместителем ее председателя, он также возглавил секцию военно-патриотической миниатюры. Именно собрания этой комиссии долгие годы являлись единственным местом, где встречались специалисты и любители униформологии, геральдики, фалеристики, где обсуждались научные доклады и происходил обмен опытом.
Космолинский продолжал пропагандировать свое детское увлечение - оловянную миниатюру. В 1984 (83-85) году ему удалось представить экспозицию своих работ на 15-й Выставке Произведений Молодых Московских Художников. Творчество мастера получило высокую оценку, ему присудили премию. Но главное – оно было широко освещено в СМИ, включая телевидение, что, естественно, привлекло в ряды ВИК множество единомышленников. Петр Федорович возглавил секцию миниатюры. Его статьи в журналах «Наука и жизнь», «Советский музей» и др. стали настоящим прорывом в отношении общества к мундироведению, как к настоящей науке. Для многих любителей миниатюры и военной истории эти статьи, иллюстрированные автором были первыми пособиями, заставившими обратиться к серьезному изучению военного мундира.
В 1985 («Сержант») или в 1987 («Цейхгауз») Петр Федорович стал председателем ВИК, возглавив всю работу по развитию самых разных направлений прикладной военной истории России. Его личный вклад в это дело трудно переоценить. Петр Федорович участвовал в выставках, писал статьи, выступал на телевидении, организовывал конференции и научные чтения, занимался «самиздатом», выпуская библиотеку «ВИК», консультировал киностудии, сотрудничал с музеями и т.д. и т. п. Но главное – своей заразительной энергией привлекал в ряды ВИК все новых и новых, неравнодушных к истории Родины, людей.
В 1986 (7) году Петр Федорович горячо поддержал идею создания в нашей стране военно-исторических клубов, реконструирующих различные воинские формирования Российской императорской армии. В реальность осуществления подобной затеи тогда мало кто мог поверить, но именно ВИК стал тем центром, где зародилось движение военно-исторической реконструкции, распространившись за короткое время по всей стране. Возникшие в десятках городов бывшего СССР клубы, стали, в свою очередь, региональными центрами распространения научной информации и популяризации отечественной военной истории. ВИК во многом способствовала объединению историков и художников, обмену информацией и координацией действий военно-исторического движения во всей стране.
В 1989 году Петр Федорович объединил ряд московских, а также подмосковных и иногородних военно-исторических клубов в многочисленную федерацию «Московский корпус», став его шефом – председателем клуба.
В конце 1980-х годов, когда в СССР было создано «Собрание потомков российского дворянства» Петр Федорович принял активное участие в его деятельности. Будучи членом Всероссийского геральдического общества Петр Федорович внес большой вклад в возрождение отечественной геральдики как науки, в сохранение ее лучших традиций, в деле аккуратного использования нововведений. Его заслуги в этом процессе позволили занять ему пост Геральдмейстера Российского Дворянского Собрания, он реконструировал и разработал многие фамильные и персональные гербы.
Возглавляя ВИК Петр Федорович организовал и провел большое количество конференций, лекций и научных диспутов.
Являлся членом Союза Художников СССР, начиная еще с его Молодежного объединения, также он был принят в Союз Художников ЮНЕСКО.
Сотни его работ – оловянных миниатюр были приобретены крупнейшими военно-историческими музеями нашей страны . Десятки раз публиковались в печати, показывались в телепередачах и даже «снимались» в кино. К сожалению, подготовленные П.Ф. к печати книги про историю солдатиков так и не увидели свет по самым разным, едва ли не трагическим стечением обстоятельств.
Петр Федорович делился своим опытом и знаниями со всеми, кто обращался к нему за помощью и консультациями.
Безвременная кончина не позволила до конца реализовать все его планы и проекты, которыми он занимался в последнее время. Но после него остались его работы: миниатюры, рисунки, гербы, статьи и многое другое; остались ВИК, «Московский корпус» и секция военно-патриотической миниатюры. Осталась добрая память о светлом человеке.
«Цейхгауз»: - «Первые научные шаги Петра Федоровича (в деле изучения истории русской армии) проходили в обстановке почти полного забвения русского мундироведения и пренебрежительного отношения со стороны официальных структур к фалеристике, геральдики и богатому наследию дворянской культуры. Как художник, Петр Федорович, остро чувствовал этот пробел в общественном сознании, навязанный идеологическими рамками (установками). Своим искусством он пытался (всю жизнь) восстановить прерванную связь времен и традиций. Фактически, он первый возродил жанр отечественной военно-исторической миниатюры, получившей широкое международное признание».
Родился в Москве в 1950 году, скончался в 2001 году. Легенда в истории Московской секции и всего военно-патриотического движения России. Именно с его творчеством связано возрождение нашей стране забытого искусства военно-исторической миниатюры. С раннего детства он лепил и рисовал воинов русской армии, по крупицам собирая информацию об их униформе. Благодаря своему детскому увлечению получил профессию художника – закончил Строгановское училище. Работая в театре, продолжал заниматься изучением русской армии, искал единомышленников, пытался пропагандировать свое увлечение в средствах массовой информации, пробиваясь сквозь стену непонимания и даже прямых запретов.
В начале 1980-х годов Космолинский стал одним из инициаторов создания первого в нашей стране объединения военной истории, в 1982 году добившись организации при Центральном Совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Военно-Исторической комиссии (ВИК), лауреат IV Молодежной выставки МОСХ (III премия), I премия Московского конкурса игрушки 1987 года. Будучи первым заместителем ее председателя, он также возглавил секцию военно-патриотической миниатюры. Именно собрания этой комиссии долгие годы являлись единственным местом, где встречались специалисты и любители униформологии, геральдики, фалеристики, где обсуждались научные доклады и происходил обмен опытом.
Космолинский продолжал пропагандировать свое детское увлечение - оловянную миниатюру. В 1984 (83-85) году ему удалось представить экспозицию своих работ на 15-й Выставке Произведений Молодых Московских Художников. Творчество мастера получило высокую оценку, ему присудили премию. Но главное – оно было широко освещено в СМИ, включая телевидение, что, естественно, привлекло в ряды ВИК множество единомышленников. Петр Федорович возглавил секцию миниатюры. Его статьи в журналах «Наука и жизнь», «Советский музей» и др. стали настоящим прорывом в отношении общества к мундироведению, как к настоящей науке. Для многих любителей миниатюры и военной истории эти статьи, иллюстрированные автором были первыми пособиями, заставившими обратиться к серьезному изучению военного мундира.
В 1985 («Сержант») или в 1987 («Цейхгауз») Петр Федорович стал председателем ВИК, возглавив всю работу по развитию самых разных направлений прикладной военной истории России. Его личный вклад в это дело трудно переоценить. Петр Федорович участвовал в выставках, писал статьи, выступал на телевидении, организовывал конференции и научные чтения, занимался «самиздатом», выпуская библиотеку «ВИК», консультировал киностудии, сотрудничал с музеями и т.д. и т. п. Но главное – своей заразительной энергией привлекал в ряды ВИК все новых и новых, неравнодушных к истории Родины, людей.
В 1986 (7) году Петр Федорович горячо поддержал идею создания в нашей стране военно-исторических клубов, реконструирующих различные воинские формирования Российской императорской армии. В реальность осуществления подобной затеи тогда мало кто мог поверить, но именно ВИК стал тем центром, где зародилось движение военно-исторической реконструкции, распространившись за короткое время по всей стране. Возникшие в десятках городов бывшего СССР клубы, стали, в свою очередь, региональными центрами распространения научной информации и популяризации отечественной военной истории. ВИК во многом способствовала объединению историков и художников, обмену информацией и координацией действий военно-исторического движения во всей стране.
В 1989 году Петр Федорович объединил ряд московских, а также подмосковных и иногородних военно-исторических клубов в многочисленную федерацию «Московский корпус», став его шефом – председателем клуба.
В конце 1980-х годов, когда в СССР было создано «Собрание потомков российского дворянства» Петр Федорович принял активное участие в его деятельности. Будучи членом Всероссийского геральдического общества Петр Федорович внес большой вклад в возрождение отечественной геральдики как науки, в сохранение ее лучших традиций, в деле аккуратного использования нововведений. Его заслуги в этом процессе позволили занять ему пост Геральдмейстера Российского Дворянского Собрания, он реконструировал и разработал многие фамильные и персональные гербы.
Возглавляя ВИК Петр Федорович организовал и провел большое количество конференций, лекций и научных диспутов.
Являлся членом Союза Художников СССР, начиная еще с его Молодежного объединения, также он был принят в Союз Художников ЮНЕСКО.
Сотни его работ – оловянных миниатюр были приобретены крупнейшими военно-историческими музеями нашей страны . Десятки раз публиковались в печати, показывались в телепередачах и даже «снимались» в кино. К сожалению, подготовленные П.Ф. к печати книги про историю солдатиков так и не увидели свет по самым разным, едва ли не трагическим стечением обстоятельств.
Петр Федорович делился своим опытом и знаниями со всеми, кто обращался к нему за помощью и консультациями.
Безвременная кончина не позволила до конца реализовать все его планы и проекты, которыми он занимался в последнее время. Но после него остались его работы: миниатюры, рисунки, гербы, статьи и многое другое; остались ВИК, «Московский корпус» и секция военно-патриотической миниатюры. Осталась добрая память о светлом человеке.
«Цейхгауз»: - «Первые научные шаги Петра Федоровича (в деле изучения истории русской армии) проходили в обстановке почти полного забвения русского мундироведения и пренебрежительного отношения со стороны официальных структур к фалеристике, геральдики и богатому наследию дворянской культуры. Как художник, Петр Федорович, остро чувствовал этот пробел в общественном сознании, навязанный идеологическими рамками (установками). Своим искусством он пытался (всю жизнь) восстановить прерванную связь времен и традиций. Фактически, он первый возродил жанр отечественной военно-исторической миниатюры, получившей широкое международное признание».