Так получилось, что в прошлом году я подготовил статью, посвященную одному из Донских казачьих полков, на период 1914-1920 гг. Не вдаваясь здесь в историческую часть статьи, приведу некоторые моменты, как общие для всех Донских казачьих полков на указанный период. И начну тему с любимого вопроса на Модельскульпте:
КОНСКИЙ СОСТАВ и СНАРЯЖЕНИЕ в Донских казачьих полках
(история возникновения, развитие и особенности Донской породы).
Уж ты, конь, ты, мой конь,
Конь - товарищ дорогой…
(Донская казачья песня)
«
Казаки приходили на службу на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях <…> Они не боялись лошади. Конь входил в семью казака, был тесно связан с его бытом. Казаки любили своего коня, как члена семьи, как связь с домом»(19).
Какой же конь боевой выходил с донским казаком на службу государеву в начале XX века? Как и прежде, это был дончак – лошадь Донской породы. Порода эта издавна разводилась казаками на Дону. Но сформировалась она не сразу. В XVIII веке разводили лошадей так называемой Стародонской породы. Она являлась продуктом многовекового скрещивания степных лошадей - калмыцких и ногайских, с представителями восточных пород, в основном персидской и карабахской, а также турецкой, туркменской и другими. Лучших представителей этих пород, казаки приводили из походов, выменивали или покупали.
Характерной внешностью стародонской лошади была горбоносая голова, сухая, длинная и тонкая шея, прямая и сильная спина, длинные и сухие ноги. Рост в холке доходил до 2 аршин*. Преобладающая масть рыжая и бурая, часто с золотистым оттенком (у восточно-карабахского типа в сочетании с темными, почти черными гривой и хвостом) (
илл.1), реже встречались гнедая, караковая, вороная и серая. Персидские и карабахские жеребцы наложили на донскую лошадь не только свою «золотую печать» - яркий, с золотистым отливом оттенок шерсти, но и заложили общие формы. Серую масть внесли стрелецкие и орловско-ростопчинские жеребцы, привлекаемые в казачьи табуны в середине XIX века. Отличительными особенностями стародонской породы были необычайная выносливость и неприхотливость, обусловленные табунным содержанием лошадей в степи на подножном корму.
Во 2-ю половину XIX века быстро развивается частное Задонское коневодство. Это связано с тем, что донская лошадь признана годной для ремонта армейской кавалерии. По этой же причине, с 70-х годов XIX века приступили к улучшению донской породы, путем прилития крови чистокровных английских жеребцов. В скором времени, все табуны задонских степей имели лошадей той или иной степени кровности и стародонская порода уступает место т.н. Англо-донской (
илл.2). Эта порода узнается по длинной изогнутой шее, сухой легкой голове и по поставу ног, которые сухи, но часто слишком тонки и легки(15). Полукровные дончаки стали более рослыми (
илл.3)** и унаследовали от своих предков многие характерные особенности. Все так же были они выносливы. В ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-ти градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст, из Нижнего Новгорода, через Москву, в Петербург, всего в 11 дней. Другой такой пробег был совершен в 1884 г. по приказу генерала Гурко, причем две сотни прошли в три дня более 350 верст и по прибытии приняли участие в атаке, показав достаточную энергию и боевую готовность(15).
Председатель ремонтной комиссии, генерал А.Ф.Грушецкий, в 1910 г. отмечал, что Задонская степь дает половину ремонта на всю регулярную кавалерию, до 300 жеребцов ежегодно Войску Донскому для конноплодовых табунов и 150 лошадей для казачьих офицеров.
К началу XX века свободной земли на Дону почти не осталось, а численность населения при этом неуклонно росла. Все меньше из-за этого становилось у казаков доморощенных лошадей. При выходе на службу молодые казаки вынуждены были
покупать за свой счет строевых лошадей в войсковых табунах. Но за улучшением донской породы, последовало и повышение закупочной стоимости на строевую лошадь. На казака это ложилось тяжелым грузом. Ознакомившись с докладом военного
министерства о состоянии Войска Донского за 1900 год, Император Николай II соизволил выдавать казакам при снаряжении на службу пособие в 100 рублей, на покупку коня***.
Отбыв действительную службу, казак продолжал содержать своего строевого коня наготове, не изнуряя боевого товарища на пашне. На нем он являлся и на лагерные сборы, обязательные для казаков 2-й очереди. Было время, когда казаки при выходе на льготу
распродавали своих лошадей, причем по заниженной цене, но с 1890 г. это было запрещено (13). И только казаки 3-й очереди, которая на сборы не являлась, продавали строевого коня, держа в готовности лишь седла. При объявлении мобилизации они обязаны были приобрести коня за собственный счет. По этой причине, внешний вид конского состава полков первой и третьей очереди мог разниться. Принимая накануне Великой войны в командование первоочередной, 10-й Донской казачий генерала Луковкина полк, генерал П.Н.Краснов отмечал:
«Налицо было самое существенное – лошади были великолепные. Такие лошади и в любом кавалерийском полку были бы украшением. Рослые полукровки – 2 аршина 2 ½ - 3 вершка, так называемые «приплодки станичных табунов», т.е. дети уже скрашенных английской кровью казачьих полурабочих, полустепных кобыл и почти чистокровных жеребцов войскового Войска Донского Провальского завода****, - они были легки, нарядны, горячи и резвы – настоящие казачьи лошади»(18). А полковник Ф.И.Елисеев встретил в сентябре 1916 года на Кавказском фронте 55-й Донской казачий полк третьей очереди:
«Старые бородатые казаки, на крупных, мясистых лошадях…»(9).*****
Величайший берейтор, создавший в конце XIX века свою школу верховой езды – Джеймс Филлис, утверждал: «Привязанность лошадь не чувствует, ей свойственна только привычка».****** Но данное утверждение сложилось у мастера после работы с чистокровными верховыми лошадьми, готовыми работать с любым всадником, обладающим навыком верховой езды. Донская же порода, традиционно славилась своей преданностью. Прекрасно подготовленный к службе своим хозяином, конь всюду следовал за ним и часто отказывался повиноваться чужому седоку.*******
Лебединой песней преданности дончаков, стала эвакуация из Крыма, когда тысячи боевых коней, брошенные своими хозяевами, толпились на берегу (как и под Новороссийском, в феврале 1920), призывно окликая их пронзительным ржанием, а некоторые даже бросались в воду. Это ярко отражено в произведении очевидца, донского казака, поэта Николая Туроверова (отрывок):
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл изнемогая,
За высокою кормой
Все не веря, все не зная
Что прощается со мной…
Конское снаряжение с 1895 года было единым для всех казачьих войск и состояло из казачьего седла с вьюком и уздечки с удилами (трензелем). В 1911 году изменилась форма вьюка: переметные сумы были теперь разделены на передние и задние. Все конское снаряжение полагалось из черной кожи.********
Для управления конем казаки использовали нагайку, плетеную из кожи. Шпоры им не полагались. В 1911 году шпоры введены только для офицеров всех степовых казачьих войск, а также для юнкеров Новочеркасского и Оренбургского казачьих военных училищ.
_______________________________________________________________________________
* Аршин – 1 аршин = 16 вершкам = 71,12 см.
** С 1879 г. рост в холке для строевой лошади должен быть не менее 2 аршина и 1 вершка (146 см).
*** Стоимость строевого коня в разных казачьих войсках перед Великой войной колебалась от 125 до 300 рублей (!). Чтобы эта сумма была более ясна современному читателю, обратимся к ценам в Российской Империи на 1910 год (по С.Кавказу и Черноземной полосе): лошадь рабочая: 45-54 рублей; пара волов: 91-101 рубль. Пшеница (за пуд): 69-71 копеек; говядина (за пуд): 3 рубля. Поденная зарплата работника в страду: от 74 копеек до 2 рублей.
(Сборник статистико-экономических свдений по сельскому хозяйству России и иностранных государств СПб., 1910).
**** Войсковой Провальский конский завод Войска Донского, учреждённый в 1842 году с целью разведения жеребцов-производителей для станичных конских табунов; поставлял в станицы до 100 жеребцов ежегодно; занимал 22 тысячи десятин земли в Провальской степи Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Донецкая область на Украине). В начале 60-х гг. XX века прекратил свое существование, после определения курса сельского хозяйства «на мелиорацию и механизацию».
***** Это могли быть т.н. маштаки. Маштаком на Дону называли доморощенного верхового коня (помесь дончака и крестьянской рабочей лошади), среднего роста с широким и крепким костяком. Сильный и выносливый, он не обладал большой резвостью.
****** Джеймс Филлис «Основы выездки и езды» 1901 г.
******* Подобные примеры лошадиной верности подтверждаются и современными российскими специалистами конного спорта, в особенности у лошадей Донской, Буденовской и Ахалтекинской пород.
******** Боле подробно, конское снаряжение будет рассмотрено отдельно.
_______________________________________________________________________________