Госпитальер и рыцарь ордена меченосцев

Нет необходимости представлять эту фигурку. Несмотря на то, что миниатюра вышла в свет летом прошлого года, её можно смело причислить к классике ВИМ. Редкая фигурка может похвастаться тем колличекством вариантов росписи, как эта. Вот и мой скромный вклад в популяризацию рыцарских орденов :D









 
Шикарная миниатюра, и не менее великолепная роспись. Поклон, мастеру!!!!!!!!!!!!
 
Роспись просто здоровская, реальное ощущение натурального человека и настоящих материалов одежды!
Вот только может подставку стоило бы несколько доработать, а то сейчас она выглядит как, гм, кусочек пластики потыканый иголкой.
 

Gennadius

Бан
Жаль, что такие работы не были номинированы на конкурс. Я бы ЗА проголосовал. Роспись просто бесподобная. впрчем, как и всегда у Директора. Но от критики удержаться всё же не могу : да, фигурка слеплена исключительно талантливо. Хотя и не помню чья это работа... Но: абсолютно фэнтэзийный боевой топор просто раздражает своим видом. Такое оружие должно быть только в руках толкиновского гнома, вроде Гимли какого-нибудь. И было бы чертовски интересно посмотреть на то, КАКИМ образом воин будет орудовать в бою ТАКИМ огромным и тяжким "секиртелем", причём одной рукой - во второй-то щит будет! Ну, это не к Директору.
Представленный рыцарь-Госпитальер (или Иоаннит) может быть "датирован" самым концом 12-го, или самым началом 13-го веков. А во времена оные крест на одеянии-каппе и на щите рисовался гораздо мЕньшего размера, и был несколько иной формы - со слегка раздвоенными концами перекрестий.
Каппа ВООБЩЕ не имела разрезов ни на на боках, ни впереди-сзади -садиться на коня можно было за счёт ширины её "юбки".
Про имитацию боевых повреждений щита уже тысячу раз говорили - щит, что, бритвой "попИсан", или скальпелем? Камрад Директор, не сочти за ёрничество, но этот славный рыцарь-монах, похоже, бился с отрядом хирургов.
Про меченосца. Самый главный промах тут - орденская эмблема. Науке Истории на 100% точно не известна эмблема "Братьев-рыцарей Христовых" (это точное название Меченосцев), т.к. не сохранилось их изображений. Но сохранилась печать Ордена от 1226-го года, на которой изображены небольшой равноконечный крест, и вертикально расположенный, остриём вниз, рыцарский меч ПОД крестом. Из хроник известно, что цвет креста и меча был красным, а по аналогии с другими военно-монашескими орденами можно с уверенностью говорить о том, что на печати и есть орденская символика, повторявшаяся на одеянии братьев-рыцарей, на их щитах и знамёнах.
Второе - внешний облик. Меченосцы, - как и многие другие военно-монашеские орденА, - при основании Ордена подражали Тамплиерам, и подобно им принимали устав монахов-цистерцианцев. А устав сей христолюбивой монастырской братии требовал максимального отрешения от всего мирского и куртуазного : в том числе, отказа от стрижки волос и бритья бороды - воин-монах должен был своей простой и грубой одеждой, и своим нечёсаным и небритым обликом показывать всем насколько он далёк от суетности жизни мирской, посвятив всего себя одному лишь служению Господу, и вразумлению богопротивных язычников и схизматиков - пусть и при помощи меча. И этого огроменного боевого топора! Можно, конечно, допустить, что этот рыцарь только недавно вступил в Орден, но его "боевые повреждения" говорят о том, что он вернулся из какого-то боя, т.е. уже успел послужить весьма изрядное время. Тогда совсем небольшая бородка и усы будут всё же уместны.
От цистерцианцев к Меченосцам пришла и "мода" на белые одеяния - длинные рубахи "cappa clausa" и мантии.
А красный цвет креста и меча Меченосцев - подражание красному кресту Тамплиеров.
Вот такая лекция получилась. Не обессудьте если "пригрузил" малость. А техника росписи всё равно изумительная!
С уважением.
 

Shamenkov

Модераторы
Роспись действительно -отличная ,а Gennadius расписал все очень правильно и доходчиво, только вот половина замечаний все-таки к скульптору и фирме изготовителю :D
С уважением.
 

Gennadius

Бан
К Директору, по сути, только одна претензия - скрещенные мечи как орденская эмблема рыцаря-Меченосца. Даже его гладко выбритая куртуазная мордашка не очень пугает.
А вот опять засмотрелся на то, как Директор передал цвет чёрной и белой материи и металла. Суперски.
 
И мне очень очень очень понравилась роспись, особенно первая работа.
Кожа, металл, ремешки и грязюка все так вкусно и по-настоящему.
Отлично!
Заодно просвещаюсь про военное прошлое, полезный у вас форум однако. :roll:
 
Здравствуйте.

Роспись обеих фигур мне очень понравилась (правда, госпитальер как-то более импонирует).
Браво.

С уважением, Дмитрий.
 
Спасибо большое за отзывы, коллеги! Очень приятно, что работы понравились. Gennadius`у отдельный «данке шон» за «подробный разбор полёта». Очень интересные данные были приведены.
Я позволю себе несколько высказываний по затронутым Геннадием темам. Итак, начну по порядку.
Топор. Точно такого "секиртеля", как у нашего рыцаря, я не видел ни в одном источнике. Но вот несколько изображений похожих по форме топоров.



Размер креста. Возможно крест и был гораздо меньшего размера, чем тот, который изображён, хотя это суждение мне кажется немного не логичным. Ведь крест был по сути опознавательным знаком и признаком принадлежности к вере/ ордену. В подтверждение этому, вот картинка тевтонского рыцаря на 13 век. Крест не такой уж маленький.



Что касается раздвоений концов перекрестий – согласен, это был бы классический госпитальерский крест, хотя имеются источники, что братья этого ордена «носили» классические кресты. Например, вот такой вот крест был на гербе Магистра ордена госпитальеров Garnier de Naples (1190-1192).



Повреждения щита. Геннадий прав, тема обсуждалась уже много раз. После боя щит был с гораздо более ощутимыми повреждениями, чем те которые изображаются художниками. Я неоднократно эксперементировал с иммитацией повреждений щитов и пришёл к выводу – во всём виноваты скульпторы! :D . Дело в том, что скульптура - это объём за счёт 3-х мерного измерения. И попытки изобразить на 3D-объекте объём в рамках 2D, сразу бросаются в глаза. Вот что я имею в виду.



И если на фотографии (опять таки 2D), эта разница ещё не так бросается в глаза, то видя в живую миниатюру со щитом с прорисованными (!!!) повреждениями, сразу улавливаешь дисбаланс. Тонкие порезы как на щите, так и на одеянии воспринимаются более естественно и гармонично, хотя, как было уже сказано выше, менее правдоподобно. Поэтому, если повреждения не смоделированы, то приходится их прописывать.

Орденская эмблема меченосцев.
Орден существовал не так уж долго, поэтому о нём сохранилась довольно скудная информация. Упоминаемая Геннадием печать, мне известна, но это не значит, что орденская символика должна была быть только такой и никакой иной. Рассматривая символику других рыцарских орденов, можно увидеть, что в пределах даже одного ордена она была разной. Кресты были разного цвета, размера и формы. Вот и я дал немного волю своей фантазии в изображении эмблемы меченосцев. Кстати, перекрещенные мечи, как символика этого ордена иногда встречаются в литературе. Вот один из них.


Совершенно чётко видны перекрещенные мечи и шестиконечная звезда (очень похоже на символику Польского ордена Добжиньских Братьев).

«Нечёсанный и небритый облик» ... :D :D :D Давайте гипотетически предположим, что конкретно вот этот рыцарь брился, ну или на край у него не росла борода. Хотя вот картинки, датируемые тем же 13-ым веком. Вроде бы, как братья рыцари бриты.


P.S.: очень прошу не воспринимать вышеизложенное, как некий акт защиты и оправдания от высказаваний Геннадия. Просто попытался представить известные мне данные и высказать свои суждения. Я уже неоднократно упоминал, что сбор информации и исторической подоплёки – это моё слабое место и поэтому я благодарен за любые высказывания по делу и «тыкание носом в ошибки». И подитоживая, хочу сказать, что на мой взгляд, ВИМ это не только историческая корректность, но и немного фантазии. 8)

P.P.S.: to Александр Зеленков. Обе работы были зделаны на заказ, и оригинальная (потыканная иголкой) подставка – «каприз» заказчика.
 

Gennadius

Бан
Ну наконец-то Директор грудью встал на защиту своего творения!
Да тебе, в принципе, и не надо было этого делать - твоя блестящая работа сама является защитой твоего творения.
Но уж коль скоро ты решил вступить в полемику, то тогда давай уж поговорим на тему военно-монашеских орденов ещё разик.
Во-первых, по последнему пункту твоего поста. Ты привёл две миниатюры с изображениями рыцарей, но ты, похоже, не совсем понял о чём я речь вёл, или просто не знаешь терминологии. С чего это ты взял, что это всё сплошь "братья-рыцари"? Ни на одном нет НИКАКОЙ орденской символики. Понятие "братья-рыцари" имеет отношение ТОЛЬКО к рыцарям-членам этих самых военно-монашеских орденов - т.е., по сути, монахам в кольчугах, с мечами, и в ЕДИНОЙ орденской "униформе" с общей для всех символикой! А ты привёл рыцарей-мирян, причём, та миниатюра, где дама подаёт рыцарю шлем - из "Манесского кодекса" начала 14-го века, и это рыцарь-миннезингер - т.е., рыцарь-поэт и песенник, воспевавший любовь и прекрасных дам. Совсем не рядом с аскетичными и суровыми орденскими братьями!
Про топор. Вот если бы нашлось изображение такого оружия хотя бы на средневековой миниатюре, не говоря уже об археологическом артефакте, я бы враз "закрыл коробочку". А то, что ты привёл - полная ерунда. Эти картинки, нарисованные Игорем Дзысем для книжки "Ледовое побоище" уже так заплёваны всеми знатоками-оружиеведами, что мне и добавлять что-то неприлично просто. Это просто компиляция топоров разных стран и народов из разного времени и пространства. И заметь - всё же НИ ОДИН не похож на "наш" топор и близко. Думаю, тему эту оставим - ну, нафантазировал скульптор, да и Бог с ним.
Про символику Меченосцев. Приведённая тобой гравюра имела быть создана в 19-м веке, когда об историчности мало думали. И сейчас это изображение источником по эмблематике Ордена НИКТО не считает серьёзным. Да, кресты могли варьировать в размере и конфигурации даже в одном и том же Ордене, но только это характерно для командорств и прецепторий, находящихся в РАЗНЫХ странах - Великий Магистр, скажем, Тамплиеров, сидя в палестине, не мог проконтролировать соблюдение Устава братьями, например, в Арагоне или Венгрии. А Орден Меченосцев был небольшим, находился только в Ливонии, и там уж магистры могли проследить за соблюдением устава и единообразием.
И печать всё же отражала именно ОБЩУЮ символику. Ну, так по крайней мере считают специалисты, коим я не чета - Тумлер, Николл, Райли-Смит, Фори, Латрелл.
А печать Ордена Братьев из Добжина была подобна той, что была у Меченосцев - красная Звезда Соломона (или Звезда Давида по другим сведениям) НАД красным же вертикальным мечом. НИКАКИХ скрещенных мечей НИКОГДА не существовало - всё это суть больные фантазии малознающих ПОЗДНИХ художников, полученные по злокозненному наущению самого Диавола! Кстати, Добжиньский Орден нельзя считать "польским" - его братьями были исключительно немецкие рыцари. Просто основан он был при участии польского князя Конрада Мазовецкого в Добжиньской земле для защиты христиан от язычников-пруссов.
По кресту Госпитальера. Действительно, в самом начале своего существования Госпитальеры носили простой равноконечный белый крест. Причём, маленького размера. Говоря о "раздвоенных" концах их орденского креста я не имел ввиду "классическую" форму, которая появляется только в 15-м веке, уже на Родосе. Позже этот крест стал известен как "мальтийский". А в начале 13-го века тонкие концы перекрестий были "расщеплены", и как бы плавно загнуты наружу. вот я о чём речь вёл. Кстати, откуда такая уверенность в том, что приведённый крест с Т-образными концами принадлежал именно Великому Магистру Госпиталя Гарнье де Наблю (Гарнье Наблюсскому, или Гарнье из Наблуса)?
По поводу изображения боевых повреждений на щитах спорить нет смысла - тут у каждого будет своя точка зрения. это не история уже, а искусство. Ну и насчёт некоторого элемента фантазии всё же соглашусь с тобой. Хотя, лично я стараюсь следовать правилу, чтобы полёт фантазии проистекал в очень ограниченном историческими реалиями пространстве.
 

Gennadius

Бан
Совершенно верно! Только крест не такой сильно "расклЁшеный", а скорее такой же как у Тамплиера на твой аватарке.
Кстати, картинка ну просто очень похожа по стилю на работы того же нашего Директора, которые он где-то когда-то уже выкладывал.
 
Да я вобщем-то ни на какую защиту не вставал. Так, просто интересно некоторые моменты для себя Углубить.

Отметаем рыцарей-мирян. Вот другие изображения безбородых рыцарей-темплиеров из фресок командорства Доньон (Cressac( Крессак)).



Откуда такая информация, что все рыцари монашеских орденов были лохматыми бородачами? Это действительно прописано в рыцарском уставе?

Информация о кресте магистра Garnier de Naples с Т-образными концами взята из Osprеy`евского «рыцари госпитальеры».
 
Сверху